Виды музыкального слуха и его развитие

Музыкальный слух — это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства. 

Люди с музыкальным слухом чувствительны и эмоционально отзывчивы не только к характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.), но и к функциональным связям между отдельными звуками в контексте полноценного музыкального произведения.

По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха:

1. Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, «услышать» их в голове.

Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.

2. Абсолютный слух

Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).

Считается, что этот вид слуха приобретается в очень и очень раннем возрасте, хотя исследования в этом направлении продолжаются.

3. Относительный или интервальный слух

Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.

Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный – абсолютникам сложно транспонировать и слышать знакомую музыку в другой тональности.

Занимаясь сольфеджио, можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие «расстояния» между звуками – интервалы. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!

4. Звуковысотный слух

Это способность слышать отличаются ли звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

5. Мелодический слух

Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.

6. Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности – ритм, их силу и слабость – метр, а также чувствовать изменения скорости звучания музыки – темп. Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Иначе метроритмический слух называют чувством ритма.

7. Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров. Гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом. 

8. Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость, напряжение и разрешение, тяготение, разрядка каждой отдельной ноты.

Мажор и минор – основные лады привычной нам европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация ступеней.

9. Полифонический слух

Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.

Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.

Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Настоящий музыкальный хакер 🙂

10. Тембральный слух

Это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровых дирижёров и звукорежиссёров. 

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации, сравнимые с ощущениями от предметов и явлений. Тембр звука бывает ярким, мягким, тёплым, холодным, глубоким, резким, насыщенным, металлическим и т.д. Применяются и чисто слуховые определения: например, звонкий, глухой, гнусавый.

11. Динамический слух

Это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом.

В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка «нарастает» (крещендо), «затихает» (диминуэндо), «движется волнами», делает резкий акцент и так далее.

12. Фактурный слух

Это навык восприятия манеры технической и художественной обработки музыкального произведения – его фактуры.

Например, фактура аккомпанемента тоже бывает разной: от простого «ум-ца, ум-ца» (чередование баса и аккорда) до красивых переливов арпеджио – разложенных аккордов. Еще пример: блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры, а также выбор инструментов, у них разный. Фактурный слух должен быть хорошо развит у композиторов и аранжировщиков. 

13. Архитектонический слух

Это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать, как мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму так же, как здание складывается из кирпичей, плит и блоков.

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. Но любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха.

Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-теоретическая дисциплина — сольфеджио. Однако, наиболее эффективно все виды музыкального слуха развиваются в процессе комплексной музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

____________________________

Пост подготовлен 13.08.2020

Студия звукозаписи «КонтрстриМ»

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Способы связи с нами

Позвони нам

Приходи к нам

Москва, м.Электрозаводская,
Малая Семеновская улица, 6с1

Отправь письмо

Вы можете отправить нам сообщение через эту форму